Я знаю, что отказался. По двум причинам - не на всех действовал гипноз и симптомы возвращались через время или появлялись другие симптомы. Но, насколько мне помнится, именно он начал применять гипноз на практике. Это направление потом развили и пользуют до сих пор. Поправь, если ошибаюсь.Vadim писал(а): Блин. Ты переписываешь аргументы гуманистов, которые унаследовали всё от религии.
Про гипноз мииимо (щас материться буду)) ) Фрейд много чего сделал, например ввёл понятие психологических защит, динамическую модель психики, топическую, пояснил причины возникновения неврозов, психозов и т.п.
Сомнения в эффективности гипноза как раз и толкнули его уйти из психиатрии и создать свою теорию.
Я
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
Образ чайки восходит к народно - поэтическим представлениям о душе белой и чёрной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей; образ вольной птицы- символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намёк на силу или слабость, незащищённость страдающей личности. Чайка также является символом тоскующей женщины.
Символика чисел
Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека.
Символика чисел
Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека.
интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно - психологической символики, что и при - интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза. В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же числа секций батареи на рисунке комнаты, и т. п.
Число "один" символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это - одиночество, на другом - всё, всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один - единственный предмет - это может говорить о нарциссических тенденциях.
Число "два" символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, "два" - это соединение двух, пара, связь, соответствие. Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля - небо, день - ночь, солнце - луна, мужское - женское, душа - тело, добро - зло, право - лево, верх - низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально - шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д. В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества. В числе "два" нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе "три".
Число "три" - это число полноты, совершенства, "три" символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: "начало - середина - конец", "рождение - жизнь - смерть", "прошлое - настоящее - будущее". В сказках мы часто встречаем трех героев ("три сына", "три принцессы"), три социальные функции (например, "три желания"), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п. ). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа "три" как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).
Число "четыре" - это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу "четыре" придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом "три" и троичной структурой, для числа "четыре" с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. "Четыре" образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: "огонь вода - земля - воздух" и т. д. ). Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право - лево, верх - низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа "четыре" - Удвоенное "два". Крест - это один из наиболее Распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест - это также мо. дель человека или антропоморфного божества (человека с) распростертыми руками). Духовный аспект креста восхождение духа, устремление к высшему началу.
Число "пять" символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово "квинтэссенция" переводится с латинского на русский язык как "пятая сущность". В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова число его тела: руки, В мифологии число, <пять> служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро - и микрокосма число, число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д. ).
Число "шесть" символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.
Число "семь" характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке: константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д. ). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер "таинственной семерки". Одна из них: "семь" - это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др. ). Другая гипотеза связывает число "семь" со звездами и космической энергией. Особо важное: значение имеют при этом семь звезд в созвездии Большом медведицы.
"Восемь" - это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе "четыре". Это как бы удвоенное "четыре". С другой стороны, восемь - число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.
Число "девять" воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, "триада триад". "Девять" - это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
"Десять" - это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Число "одиннадцать" в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. "Одиннадцать" считалось числом греха. Связано это с тем, что "одиннадцать" - это уже не "десять", но еще не "двенадцать" - два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. "Одиннадцать" как бы обесценивает собой "десять", но еще не дотягивает до "дюжины". "Одиннадцать" - это также простое число, символ неразрешимого.
"Двенадцать" - это тоже число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п. ), происхождение которой также связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, "выдуманное" человеком, а не "природное", оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п. ).
"Тринадцать" - это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно "одиннадцати", оно как бы обесценивает собой "двенадцать" и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его.
И, наконец, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.
Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.
Число "один" символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это - одиночество, на другом - всё, всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один - единственный предмет - это может говорить о нарциссических тенденциях.
Число "два" символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, "два" - это соединение двух, пара, связь, соответствие. Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля - небо, день - ночь, солнце - луна, мужское - женское, душа - тело, добро - зло, право - лево, верх - низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально - шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д. В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества. В числе "два" нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе "три".
Число "три" - это число полноты, совершенства, "три" символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: "начало - середина - конец", "рождение - жизнь - смерть", "прошлое - настоящее - будущее". В сказках мы часто встречаем трех героев ("три сына", "три принцессы"), три социальные функции (например, "три желания"), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п. ). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа "три" как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).
Число "четыре" - это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу "четыре" придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом "три" и троичной структурой, для числа "четыре" с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. "Четыре" образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: "огонь вода - земля - воздух" и т. д. ). Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право - лево, верх - низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа "четыре" - Удвоенное "два". Крест - это один из наиболее Распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест - это также мо. дель человека или антропоморфного божества (человека с) распростертыми руками). Духовный аспект креста восхождение духа, устремление к высшему началу.
Число "пять" символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово "квинтэссенция" переводится с латинского на русский язык как "пятая сущность". В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова число его тела: руки, В мифологии число, <пять> служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро - и микрокосма число, число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д. ).
Число "шесть" символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.
Число "семь" характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке: константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д. ). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер "таинственной семерки". Одна из них: "семь" - это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др. ). Другая гипотеза связывает число "семь" со звездами и космической энергией. Особо важное: значение имеют при этом семь звезд в созвездии Большом медведицы.
"Восемь" - это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе "четыре". Это как бы удвоенное "четыре". С другой стороны, восемь - число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.
Число "девять" воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, "триада триад". "Девять" - это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
"Десять" - это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Число "одиннадцать" в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. "Одиннадцать" считалось числом греха. Связано это с тем, что "одиннадцать" - это уже не "десять", но еще не "двенадцать" - два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. "Одиннадцать" как бы обесценивает собой "десять", но еще не дотягивает до "дюжины". "Одиннадцать" - это также простое число, символ неразрешимого.
"Двенадцать" - это тоже число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п. ), происхождение которой также связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, "выдуманное" человеком, а не "природное", оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п. ).
"Тринадцать" - это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно "одиннадцати", оно как бы обесценивает собой "двенадцать" и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его.
И, наконец, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.
Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
[quote]Aivery писал(а): а большая вода это что ? )
Конец реки, море - это особый случай мотива <воды> и считается обычно символом бессознательного[/quote]
H. Niederland [54] посвятил символике реки обширное и очень интересное исследование. В ходе психотерапии - после того, как пациент описанным выше образом подробно рассмотрел и описал ручей - мы предлагаем ему выбрать, пойти ли вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда пациентам тяжело сделать выбор, какое направление предпочесть. Примечательно, что путь вверх по течению в сторону источника оказывается легче, чем вниз. Если попросить идеально здорового человека проследить ручей вниз по течению, то это не будет для него особенно трудно. Он расскажет, как ручей становится шире и шире, как он протекает через различные ландшафты с меняющимися декорациями, появляются деревни и города, а потом, может быть, он впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само будет особым мотивом. Работа с ним выходит за пределы методов основной ступени КПО. Конечно же, даже в тех случаях, когда за течением ручья следит человек без явных невротических нарушений, почти всегда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия - недопущения (так называемые <фиксированные образы>). Они дают сигнал о существующих проблемах, и их можно считать признаками нарушения. По этой причине на первой фазе психотерапии преимущество имеет путь к источнику. Тогда уже будет исключением, если этот путь будет сильно затруднен или совсем нарушен из - за крутого подъема горы или по другим причинам. Только в самых редких случаях отыскание источника вообще не получается, что можно считать признаком тяжелого нарушения. У самого источника вода может идти из - под земли, из скалы или из исскуственно построенной трубы. Иногда это могут быть и технические сооружения, как, например, резервуар для воды или емкость с крышкой, под которой как раз и находится источник. Признаками нарушения, указывающими на существование конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой или вытекает многочисленными ручейками на лугу. Если у пациента с каким - то невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно,то можно, как мне кажется, сказать, что у данного пациента не нарушена витальность (жизненная сила, жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность. Мы предлагаем пациенту попробовать воду и смочить его лицо. При этом совершенно не все равно, чувствует ли вообще пациент какую - то <прохладную влагу> или же ему это безразлично, чувствует ли он себя в результате этого освеженным или нет, в какой степени он может описать декорации окружения, какой эмоциональный тон и какое настроение от них исходит.
Вначале еще несколько слов о символике источника. Здесь существует совершенно четкая связь с дарующим материнским миром. Источник бьет из <матери - земли>.
Это символика орального материнского обеспечения, тем самым также и материнской груди. Если существует серьезное нарушение в области источника, то с большой вероятностью можно сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями <мать - ребенок>, т. е. идущими из области оральных потребностей. Они, по всей видимости, играют основную роль, чем потом могут быть вызваны эмоциональные пробелы (<оральный дефицит>).
Признакими нарушения считаются не только недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием воды источника. Поэтому мы предлагаем пациенту попробовать попить из источника, растереть себе родниковой водой те части тела, которые болят или нездоровы, или вообще запрудить источник, чтобы в нем искупаться. Признаки нарушения заключаются в том, что пациент отказывается попробовать воду, потому что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он все же ее попробует, то вода может иметь непрятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей или крайне холодной. Это указывает, как уже говорилось, на нарушение ранних отношений <мать - ребенок>. Медленное привыкание к родниковой воде, широко используемое на практике, может быть психотерапевтически эффективно.
Второе упражнение с мотивом использования ручья - прослеживание, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море, - нам особенно интересно. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные конфликтами мотивы препятствия - недопущения. Хотя они бывают самые разные, но повторяются и возвращаются у многих пациентов похожим образом. Следуя по течению ручья, пациент часто через некоторое время обнаруживает запруду. Это может быть бетонная стена, дощатая перегородка, вода может попадать в еще больший водоем перед городской стеной, закрывающей сток.
В этой связи мне вспоминается, что в своих ранних работах З. Фрейд говорил об <ущемлении>, <застое> аффектов (скоплении аффектов, <плотине>) у невротических пациентов [13]. В раннем психоанализе в связи с катарсисом или, точнее, отреагированием существовало такое представление об <оттоке, стекании аффектов>. Были описаны методы, позволяющие этого добиться. В последнее время их психотерапевтическое значение отмечалось также R. R. Greenson [17].
Другие мотивы препятствия - недопущения проявляются в том, что вода может, например, постепенно просачиваться в песок, исчезать непосредственно в каком - то отверстии в земле и явно продолжать свое течение под землей. Если попросить потом пациента поискать ее, то оказывается, что через несколько метров или километров под землей поток выходит опять на поверхность. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой я считаю исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Более утонченная версия сопротивления заключается в редком, непроизвольном отвлекающем маневре: выполняя нашу просьбу, пациент следует по течению реки и через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое нами развитие, таким образом, не наступает.
Другой маневр, которым пациент тоже обманывает сам себя, бывает, когда он через некоторое время обнаруживает, что снова оказался на том же самом месте, где он был некоторое время назад. Ручей течет по кругу, как будто пациент в некотором роде как бы только повернулся на месте в своем развитии. В обоих случаях не требуется особого комментария. Наталкиваясь на одно из таких противоречий, пациент сам бывает поражен, и это становится для него поводом для размышлений.
Еще одна противоестественная ситуация возникает, если временами ручей в фантазии пациента с подъемом течет в гору, преодолевая закон тяготения. Это встречается у пациентов с несколько наивными или детскими представлениями (часто истерически структурированными). Это указывает на тенденцию отрицания реальности. Такие люди и в действительности используют этот специфический механизм защиты, в основном этого не замечая.
Вид встречающихся в случае мотива ручья мотивов препятствия - недопущения может также указывать на бессознательные тенденции, установки или иллюзорные ожидания. На основной ступени КПО мы их, правда, сначала не рассматриваем, а ждем постепенно складывающегося спонтанного понимания пациента. Дополнительного рассмотрения требует мотив водопада (см. с. 44). В зависимости от степени невротичесикх нарушений могут усиливаться крайние формы. Вода, например, не доходит донизу, потому что она испаряется. Чем причудливее образ, тем значительнее нарушение. Сеанс, на котором мы даем проследить течение ручья до впадения в море требует больше времени. Мы можем сократить путь, предложив пациенту в какой - то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться (какому - то элементу или человеку). В устье весьма реально может быть портовый город с деловой жизнью. Но, может быть, река вливается в простирающийся далеко на равнине ландшафт. Каждая сцена имеет свое собственное, соответствующее данному месту значение. На море можно предложить пациенту искупаться или поплавать. Значение этого становится ясным из примера на с. 66 - 67.
Ханскарл Лёйнер. КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ. М., 1996.
Вначале еще несколько слов о символике источника. Здесь существует совершенно четкая связь с дарующим материнским миром. Источник бьет из <матери - земли>.
Это символика орального материнского обеспечения, тем самым также и материнской груди. Если существует серьезное нарушение в области источника, то с большой вероятностью можно сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями <мать - ребенок>, т. е. идущими из области оральных потребностей. Они, по всей видимости, играют основную роль, чем потом могут быть вызваны эмоциональные пробелы (<оральный дефицит>).
Признакими нарушения считаются не только недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием воды источника. Поэтому мы предлагаем пациенту попробовать попить из источника, растереть себе родниковой водой те части тела, которые болят или нездоровы, или вообще запрудить источник, чтобы в нем искупаться. Признаки нарушения заключаются в том, что пациент отказывается попробовать воду, потому что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он все же ее попробует, то вода может иметь непрятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей или крайне холодной. Это указывает, как уже говорилось, на нарушение ранних отношений <мать - ребенок>. Медленное привыкание к родниковой воде, широко используемое на практике, может быть психотерапевтически эффективно.
Второе упражнение с мотивом использования ручья - прослеживание, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море, - нам особенно интересно. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные конфликтами мотивы препятствия - недопущения. Хотя они бывают самые разные, но повторяются и возвращаются у многих пациентов похожим образом. Следуя по течению ручья, пациент часто через некоторое время обнаруживает запруду. Это может быть бетонная стена, дощатая перегородка, вода может попадать в еще больший водоем перед городской стеной, закрывающей сток.
В этой связи мне вспоминается, что в своих ранних работах З. Фрейд говорил об <ущемлении>, <застое> аффектов (скоплении аффектов, <плотине>) у невротических пациентов [13]. В раннем психоанализе в связи с катарсисом или, точнее, отреагированием существовало такое представление об <оттоке, стекании аффектов>. Были описаны методы, позволяющие этого добиться. В последнее время их психотерапевтическое значение отмечалось также R. R. Greenson [17].
Другие мотивы препятствия - недопущения проявляются в том, что вода может, например, постепенно просачиваться в песок, исчезать непосредственно в каком - то отверстии в земле и явно продолжать свое течение под землей. Если попросить потом пациента поискать ее, то оказывается, что через несколько метров или километров под землей поток выходит опять на поверхность. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой я считаю исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Более утонченная версия сопротивления заключается в редком, непроизвольном отвлекающем маневре: выполняя нашу просьбу, пациент следует по течению реки и через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое нами развитие, таким образом, не наступает.
Другой маневр, которым пациент тоже обманывает сам себя, бывает, когда он через некоторое время обнаруживает, что снова оказался на том же самом месте, где он был некоторое время назад. Ручей течет по кругу, как будто пациент в некотором роде как бы только повернулся на месте в своем развитии. В обоих случаях не требуется особого комментария. Наталкиваясь на одно из таких противоречий, пациент сам бывает поражен, и это становится для него поводом для размышлений.
Еще одна противоестественная ситуация возникает, если временами ручей в фантазии пациента с подъемом течет в гору, преодолевая закон тяготения. Это встречается у пациентов с несколько наивными или детскими представлениями (часто истерически структурированными). Это указывает на тенденцию отрицания реальности. Такие люди и в действительности используют этот специфический механизм защиты, в основном этого не замечая.
Вид встречающихся в случае мотива ручья мотивов препятствия - недопущения может также указывать на бессознательные тенденции, установки или иллюзорные ожидания. На основной ступени КПО мы их, правда, сначала не рассматриваем, а ждем постепенно складывающегося спонтанного понимания пациента. Дополнительного рассмотрения требует мотив водопада (см. с. 44). В зависимости от степени невротичесикх нарушений могут усиливаться крайние формы. Вода, например, не доходит донизу, потому что она испаряется. Чем причудливее образ, тем значительнее нарушение. Сеанс, на котором мы даем проследить течение ручья до впадения в море требует больше времени. Мы можем сократить путь, предложив пациенту в какой - то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться (какому - то элементу или человеку). В устье весьма реально может быть портовый город с деловой жизнью. Но, может быть, река вливается в простирающийся далеко на равнине ландшафт. Каждая сцена имеет свое собственное, соответствующее данному месту значение. На море можно предложить пациенту искупаться или поплавать. Значение этого становится ясным из примера на с. 66 - 67.
Ханскарл Лёйнер. КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ. М., 1996.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
а есть еще поиграть ? )
Re: Я
угу )Radugnyi писал(а): Понравилось?))
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
До какого места картинку докрутил? И есть что-то, что поменялось?Aivery писал(а):угу )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
та мне что-то уже скучно ее крутить )Radugnyi писал(а): До какого места картинку докрутил? И есть что-то, что поменялось?
хочу дальше )
горы со всех щелей лезут...обожаю горы.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
)) Надо подумать.Aivery писал(а): та мне что-то уже скучно ее крутить )
хочу дальше )
горы со всех щелей лезут...обожаю горы.
Можно просто так бродить по ландшафту, а можно какую-нибудь ситуацию проработать. Только это уже другая игрушка будет и другие вопросы.
Тебе дальше хочется - куда?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
пускай другая, так еще интересней.Radugnyi писал(а):Только это уже другая игрушка будет и другие вопросы.
Тебе дальше хочется - куда?
хочется вперед )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
Что такое "вперёд", объясни на пальцах.Aivery писал(а): пускай другая, так еще интересней.
хочется вперед )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
Димыч, меня ещё один момент интересует. Пробовал "заводь" пользовать для перемены эмоций?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
дальше, глубже...Radugnyi писал(а): Что такое "вперёд", объясни на пальцах.
выше, сильнее, быстрее )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
Прикольно. Тогда давай по другому вопрос задам. Что изменится, если пойдём дальше? (мысли - чувства - ощущения) Как сейчас есть и что будет потом, можешь описать?Aivery писал(а): дальше, глубже...
выше, сильнее, быстрее )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
будет новое )Radugnyi писал(а): Прикольно. Тогда давай по другому вопрос задам. Что изменится, если пойдём дальше? (мысли - чувства - ощущения) Как сейчас есть и что будет потом, можешь описать?
Re: Я
заводью давно пользуюсь.Radugnyi писал(а):Димыч, меня ещё один момент интересует. Пробовал "заводь" пользовать для перемены эмоций?
только называю ее осознанностью )
потому мне легко туда попадать, привычка уже )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32708
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14997
- Откуда: СССР
Re: Я
Хорошо. Глубина всегда одна и та же?Aivery писал(а): заводью давно пользуюсь.
только называю ее осознанностью )
потому мне легко туда попадать, привычка уже )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
пока никакого сопротивления.Radugnyi писал(а): Понятно. Что вызывает сопротивление?
Re: Я
нет.Radugnyi писал(а): Хорошо. Глубина всегда одна и та же?
зависит от степени вдрюченности )