Психология развития и возрастная психология
- Lana Forest
- Хранитель
- Сообщения: 304
- Зарегистрирован: 02 май 2015, 16:43
- Репутация: 85
Психология развития и возрастная психология
Психология развития - это раздел психологии, который изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет, с рождения до смерти. Поэтому психология развития часто обозначается как возрастная психология, хотя психологию развития можно назвать методологической базой возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, но пока можно использовать эти понятия как синонимы.
Несмотря на то, что развитие человека периодизированно, четких границ начала и конца каждой стадии все таки не существует.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.
Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
(Статья сборная, адаптирована мной)
Несмотря на то, что развитие человека периодизированно, четких границ начала и конца каждой стадии все таки не существует.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.
Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
(Статья сборная, адаптирована мной)
Re: Психология развития и возрастная психология
http://rg.ru/2015/05/13/starost.html
Немножко о том, как психическое старение ПРЕДШЕСТВУЕТ физическому старению...
Немножко о том, как психическое старение ПРЕДШЕСТВУЕТ физическому старению...
Re: Психология развития и возрастная психология
Буквы ниже относятся как к психологии развития (дети), так и к возрастной психологии старшего возраста, прошу НЕ путать с терминальной психологией для хосписов.
Для справки - линией терминатора называют условную границу между зоной света и тьмы на поверхности небесного тела в астрономии. Поэтому в рамках этой аллегории в известном сериале Шварценегер играет киборга, перепрограммированного с "тьмы" на "свет".
Кроме того, рискнувший исследовать сайт (архивы) журнала "Вокруг света", не пожалеет о потраченном времени в любом случае (ссылка ниже).
Найден простой способ сохранить ясность ума до старости
16 февраля 2016 года, 13:55
http://www.vokrugsveta.ru/news/245443/
Повысить умственные способности и предотвратить старение мозга можно с помощью изучения или использования нового языка, доказали ученые из Эдинбургского университета (Шотландия).
В своем исследовании психолингвисты изучали особенности функционирования мозга пенсионеров, проходящих интенсивный курс гаэльского языка. Ни один из них не знал этого языка раньше.
Испытуемые занимались ежедневно по пять часов. Ученые просканировали их мозг до начала курса и через неделю занятий. Такие же наблюдения велись и за пенсионерами, занимающимися другими видами интеллектуальной активности. Выяснилось, что мозг пожилых людей интенсивнее реагировал на изучение языка, чем на другие виды занятий. По словам автора исследования Антонеллы Сорас, признаки того, что мозг испытуемых начал адаптироваться к решению новой задачи, появились уже через неделю активных занятий гаэльским языком. Уже само наличие подобной реакции — очень хороший результат для людей 60-70 лет.
Ученые такжк сделали вывод, что знать и использовать один или несколько иностранных языков полезно не только для пожилых людей, но и для людей любого возраста, в том числе для детей. Исследователи полагают, что овладение иностранным языком дает мозгу целый ряд преимуществ.
По данным автора исследования Антонеллы Сорас, дети-билингвы, растущие в среде, где одновременно используется два языка, демонстрируют лучшие языковые способности. Кроме того, они легче принимают существование нескольких точек зрения и демонстрируют более гибкое поведение в сложных ситуациях. Это, считает Сорас, лишь подтверждает пользу изучения нескольких языков. Исследователи выступают за введение дополнительных языковых дисциплин в школах и призывают родителей, знающих несколько языков, использовать их при общении с детьми.
Татьяна Турбал
Для справки - линией терминатора называют условную границу между зоной света и тьмы на поверхности небесного тела в астрономии. Поэтому в рамках этой аллегории в известном сериале Шварценегер играет киборга, перепрограммированного с "тьмы" на "свет".
Кроме того, рискнувший исследовать сайт (архивы) журнала "Вокруг света", не пожалеет о потраченном времени в любом случае (ссылка ниже).
Найден простой способ сохранить ясность ума до старости
16 февраля 2016 года, 13:55
http://www.vokrugsveta.ru/news/245443/
Повысить умственные способности и предотвратить старение мозга можно с помощью изучения или использования нового языка, доказали ученые из Эдинбургского университета (Шотландия).
В своем исследовании психолингвисты изучали особенности функционирования мозга пенсионеров, проходящих интенсивный курс гаэльского языка. Ни один из них не знал этого языка раньше.
Испытуемые занимались ежедневно по пять часов. Ученые просканировали их мозг до начала курса и через неделю занятий. Такие же наблюдения велись и за пенсионерами, занимающимися другими видами интеллектуальной активности. Выяснилось, что мозг пожилых людей интенсивнее реагировал на изучение языка, чем на другие виды занятий. По словам автора исследования Антонеллы Сорас, признаки того, что мозг испытуемых начал адаптироваться к решению новой задачи, появились уже через неделю активных занятий гаэльским языком. Уже само наличие подобной реакции — очень хороший результат для людей 60-70 лет.
Ученые такжк сделали вывод, что знать и использовать один или несколько иностранных языков полезно не только для пожилых людей, но и для людей любого возраста, в том числе для детей. Исследователи полагают, что овладение иностранным языком дает мозгу целый ряд преимуществ.
По данным автора исследования Антонеллы Сорас, дети-билингвы, растущие в среде, где одновременно используется два языка, демонстрируют лучшие языковые способности. Кроме того, они легче принимают существование нескольких точек зрения и демонстрируют более гибкое поведение в сложных ситуациях. Это, считает Сорас, лишь подтверждает пользу изучения нескольких языков. Исследователи выступают за введение дополнительных языковых дисциплин в школах и призывают родителей, знающих несколько языков, использовать их при общении с детьми.
Татьяна Турбал
Re: Психология развития и возрастная психология
Что умел 14-тилетний мальчик 100 лет назад на Руси?
http://ruspravda.info/CHto-umel-14-tile ... 22342.html
И почему он всё это умел?
http://ruspravda.info/CHto-umel-14-tile ... 22342.html
И почему он всё это умел?
Re: Психология развития и возрастная психология
Плюса в репу мало, имхо, ибо проблема созрела...Smith писал(а):... почему он всё это умел?
Что слышит современный инфантил в свои 30-90 лет, так и не успев ничего сделать в жизни, не побывав "в упряжке" труда и ответственности?
"ВОЗЬМИ! Ты этого достоин!/достойна! Здесь и сейчас!"
Пробует взять, а не получается... Манюшек нетути... Где СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Рядом - такой же обалдуй, у него всё есть, а у меня нет? Где СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
За границей - рай земной. Не дают перейти. Где СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Он - умный, гадюка, а я - дурак по жизни. Где СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Я по умолчанию должен согласиться с тем, что я - ацтой?
Это всё, что мне предлагают взять бесплатно?
Лейбл неудачника и генетического лузера? Где СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Понятно ли ключевое слово фишинга силами умелых ловцов душ на вечерней зорьке, на закате цивилизации дикого потребления?
Они (все) собираются стаями, кучкуются по интересам вокруг вождей и гурей... Сперва орут, потом бросают камни и бутылки с бензином, потом стреляют, садятся за руль фуры, устраивают в метро побоище топором, залпами - по городам... "Грошей нема... грошей..."
"Снизу" - "ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ!"
"Сверху" - "ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД НЕ РЕЗИНОВЫЙ... Вам следует самим уменьшить ваше количество..."
"Печальным костром догорает эпоха, а мы наблюдаем за тенью и светом..." Шевчук, однако... .12
А какими были детьми, а? Милыми такими, славными...
Последний раз редактировалось Smith 19 июл 2016, 22:31, всего редактировалось 1 раз.
Re: Психология развития и возрастная психология
Пахать и помогать родителям мальчик начинал лет в 9-ть, а то и раньше. В 14-ть это уже полноценная трудовая единица в хозяйстве.
Но вообще нужно уточнять сословие.
Но вообще нужно уточнять сословие.
Re: Психология развития и возрастная психология
без труда человек превращается в обезьяну...
а привить любовь к труду можно только если сам любишь труд.
а без любви - это насилие )
а привить любовь к труду можно только если сам любишь труд.
а без любви - это насилие )
Re: Психология развития и возрастная психология
Интересное направление... Психология педагогики.
О том, как и какие "сигналы" на "входе" связаны с результатами на "выходе"...
И где-то там же - судьба человечества...
О том, как и какие "сигналы" на "входе" связаны с результатами на "выходе"...
И где-то там же - судьба человечества...
Re: Психология развития и возрастная психология
зачем естество заменять технологией ?Smith писал(а):Интересное направление... Психология педагогики.
О том, как и какие "сигналы" на "входе" связаны с результатами на "выходе"...
И где-то там же - судьба человечества...
психология педагогики.....
как может научить кататься на велосипеде тот, кто никогда на нем не катался ?
по инструкции ?
эти сигналы на входе и выходе что-то мне автоматизацию напоминают.
Re: Психология развития и возрастная психология
Нееее... Это только в самом тяжком случае предельно механистично в рамках бихевиоризма, обещавшего поставлять обществу гениев за счёт "правильно" поставленного НАУЧЕНИЯ.Aivery писал(а):...эти сигналы на входе и выходе что-то мне автоматизацию напоминают.
Но всё плохо закончилось. Как бы закончилось...
Но что есть по сути ЕГЭ? О! Это ещё та тема о том, как педагогика уничтожается в РФ...
Мы туда не пойдём, это сортирное направление (в шашках)))
А в чём позитивный смысл? В продуктивном, в результативном воздействии... Или нет?
Это когда человеку говорят, что дважды два - четыре, и он априори верит этому!
Но при случае постарается проверить на опыте, в лучших традициях. Но каких?
Педо/психо?
[блиннн... что-то у меня баллы на раздаче закончились...]
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31213
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14284
- Откуда: СССР
Re: Психология развития и возрастная психология
Понравилась статья. Только ссылкой копируется(((.
https://www.psyh.ru/rubric/3/articles/2 ... n=4-5_2016
https://www.psyh.ru/rubric/3/articles/2 ... n=4-5_2016
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Психология развития и возрастная психология
плотность мысли - интересный показатель )))
раньше не встречал.
раньше не встречал.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31213
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14284
- Откуда: СССР
Re: Психология развития и возрастная психология
Ты мне не поверишь, я тоже не помню, чтобы где-то встречала))). Сама взаимосвязь интересная. ИМХО.Aivery писал(а):плотность мысли - интересный показатель )))
раньше не встречал.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Психология развития и возрастная психология
мне просто вспомнилось, что в школе я имел затруднения с написанием сочинений.
и затруднение было в объеме.
необходимо было написать на 3,5 страницы, а у меня мыслей с трудом на одну хватало.
не умел я воду лить художественную.
теперь я четко вижу в предложении, где суть, а где эмоциональное проявление отношения автора.
из статьи получается, что чем больше я лью воду и приукрашиваю суть эмоциональными оттенками - там плотнее у меня мысли 0_о
если я продолжу мыслить лаконично и по сути, избегая эмоционального окраса - то это признак альцгеймера ? 0_0
вопросы...вопросы.....
и затруднение было в объеме.
необходимо было написать на 3,5 страницы, а у меня мыслей с трудом на одну хватало.
не умел я воду лить художественную.
теперь я четко вижу в предложении, где суть, а где эмоциональное проявление отношения автора.
из статьи получается, что чем больше я лью воду и приукрашиваю суть эмоциональными оттенками - там плотнее у меня мысли 0_о
если я продолжу мыслить лаконично и по сути, избегая эмоционального окраса - то это признак альцгеймера ? 0_0
вопросы...вопросы.....
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31213
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14284
- Откуда: СССР
Re: Психология развития и возрастная психология
Да. Думаю надо ещё и содержание мысли учитывать. А вообще они же глаголы считают как отдельную мысль, как я поняла. Если разговаривать одними глаголами, то это маразм уже))) Прикинь как это будет выглядеть? А эпитеты как раз помогают донести суть до окружающих, если они красиво и логично уложены в предложение.Aivery писал(а): вопросы...вопросы.....
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Психология развития и возрастная психология
если человек хочет передать свои чувственные переживания, то без эпитетов никак, я согласен.Radugnyi писал(а):А эпитеты как раз помогают донести суть до окружающих, если они красиво и логично уложены в предложение.
но когда это просто просьба сходить в магазин, а вместо лаконичной сути необходимого мне наваливают кучу эпитетов....
я общаюсь с разными людьми и заметил, что мало кто умеет четко передать суть.
и ладно еще переживания, хотя, благодаря матам их тоже можно вполне лаконично передать )))
но даже бытовые разговоры несут в себе максимум 20% по сути, а остальное - это восприятие и реакции рассказывающего.
нету разделения.
а как по мне, так это весьма ценное умение - различать суть и свое отношение к этой сути.
проще общаться.
и опять же вопрос про альцгеймера...
есть еще практики молчания.
девочка из секты рассказывала, что неделю не произносила ни слова.....забавно как в магазинах ее принимали за немую )
я сам в селе проводил дни, когда ни разу ни с кем словом не обмолвился....ну разве что "драсте" сказал.
интересный результат дают подобные практики.
так что мне кажется дело не только в самых мыслях, но и в способности выразить их словами.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31213
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14284
- Откуда: СССР
Re: Психология развития и возрастная психология
Это же получается человек сам в себе варится. У меня был период в жизни, когда я на полгода в себя уходила. На такой уровень, где нет эмоций и чувств, обрывки образов и вакуум чёрно - синий. В таком состоянии вообще коммуникации на нет сходят. Во внешнем мире живёшь как на автопилоте. Зато здорово помогает разобраться в себе и вернуться к жизни)).Aivery писал(а): интересный результат дают подобные практики.
Так связан речевой центр с развитием мышления. Они об этом и пишут. Новые слова и речевые обороты дают новые нейронные связи, развитие продолжается и это способствует сохранению процессов памяти, внимания и т.д. При этом полезно свои мысли вслух проговаривать, даже для себя самого и мелкую моторику чем-нибудь занимать.Aivery писал(а):так что мне кажется дело не только в самых мыслях, но и в способности выразить их словами.
Кстати, вполне ожидаемая тенденция времени. Люди отучаются выстраивать тесные взаимосвязи, страх близости, неуверенность, тревожность, варятся сами в себе и теряют способность чётко мыслить и излагать. Зато растёт потребительская способность))).
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Психология развития и возрастная психология
в том то и дело, что наедине с собой проще осознать эту варку и прекратить ее.Radugnyi писал(а): Это же получается человек сам в себе варится. ... На такой уровень, где нет эмоций и чувств, обрывки образов и вакуум чёрно - синий..
а чувства и эмоции присутствовали и мысли соответствующие.
это жесть.Radugnyi писал(а): Кстати, вполне ожидаемая тенденция времени. Люди отучаются выстраивать тесные взаимосвязи, страх близости, неуверенность, тревожность, варятся сами в себе и теряют способность чётко мыслить и излагать. Зато растёт потребительская способность))).
явные признаки победы индивидуализма.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 31213
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14284
- Откуда: СССР
Re: Психология развития и возрастная психология
Переведи).Aivery писал(а):
в том то и дело, что наедине с собой проще осознать эту варку и прекратить ее.
а чувства и эмоции присутствовали и мысли соответствующие.
Так это с какой стороны посмотреть. НТП диктует новые внешние обстоятельства, люди перестали почти общаться в реале, даже на уровне семей, все сидят в соцсетях, на форумах или общаются короткими сообщениями. Как итог клиповое мышление. Поэтому трудно выстраивать сложные словесные конструкции и последовательные мысли, каша в голове.Aivery писал(а): это жесть.
явные признаки победы индивидуализма.
А как научишься выстраивать мысли, если люди читать перестали и обсуждать прочитанное? А главное, слушать друг друга. Потому как время ограничено, максимум это высказать своё мнение и пора бежать куда-то там ещё. Кто-то может себе позволить 3 -4 часа спокойной беседы за чашечкой чего -нибудь?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Психология развития и возрастная психология
есть такое явление, как словесный понос )Radugnyi писал(а): Переведи).
когда слова совершенно теряют свою ценность и значимость и превращаются просто в шум, информационный мусор.
практика молчания направленна как раз на восстановление значимости, веса слов.
после этого слова говорятся совсем по-другому и неохота говорить лишних слов.
это чудесное состояние и я бы не сказал, что оно негативно влияет на работу мозга, скорее позитивно )
и как раз хорошо учит ясно и понятно выражать свои мысли.