Radugnyi писал(а):
В норме это так и работает - превосходит достижениями, используя детские комплексы как трамплин, как ресурс. Патология начинается, когда нет действенных достижений, тогда начинается игра "тиран - жертва". Посмотри фильм, 25 минут всего, интересный.
Да не было у него комплекосов. Он был здоров в этом плане как младенец или животное.
Не было "ресурса" от "детского комплекса".
Если б были б - он бы размышлял, как бы ему всем нос утереть и все такое.
Убегал от мальчишек, как зверек - и вдруг научился быстро бегать. Вовсе не для того, чтобы чего-то достичь. Ну, убежать, разве что.
Случайно оказался в команде - и мальчишек на великах-грузовиках просто не стало в его жизни. Он про них не думал. Ему просто нравилось бегать, сам процесс, он даже правил футбола не знал.
1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер, как психолог, дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер, как психолог, исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера, как психолога и психотерапевта, предвестником современной гуманистической психологии.
4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем – семьи, сообщества: "Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него". Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.
5. Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо "честность – лучшая политика", или "каждый за себя", или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер, как психотерапевт, полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: "Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же". В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim писал(а):Пункт 3 противоречит пункту 5. Какое же оно самоопределяющееся, если целиком зависит от мнения других? )
что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться
Каждый живёт в мире собственных представлений и исходя из них строит планы и ставит цели. Если представления близки к объективной реальности, то результаты деятельности будут чаще соответствовать заявленным ожиданиям. Если вымысел тесно переплетён с реальностью, то результат становится непредсказуемым и мир представлений требует коррекции. Так поняла.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Чепуха, имхо. Человек существо первично социализированное. И полностью зависимое от единственно возможной формы существования - социальной. Что отэц гумонистиццкой "психологии" сам и обнаруживает.
Vadim писал(а):Чепуха, имхо. Человек существо первично социализированное. И полностью зависимое от единственно возможной формы существования - социальной. Что отэц гумонистиццкой "психологии" сам и обнаруживает.
До определённого момента. ИМХО.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim писал(а):
Вика. Любое собственное представление, или собственная цель намертво привязано к социуму, и им порождены. Из этого круга выйти невозможно.
Так и абсолюта в природе не существует. Но развитие происходит как раз на стыке - отстранение - влияние. Прогнуться или противостоять. Найти свой путь или следовать по проторенной дороге и т.д. Трамплин к самореализации - конфликт.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Vadim писал(а):Какой ещё свой путь? )) Свой путь - существования в социуме.
Самореализация штука простая - ПТУ, профессия, работа, средства к существованию. Всё. ))
Ты абсолютно прав!
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Но ты согласна, что ваш гумонистицкий Гуру противоречит самому себе? В дальнейшем буду оставлять комменты, если чо увижу.
Нет. Мне странно, что тебе захотелось ему статус гуру присвоить. Мне этот подход импонирует. Мне видится другая картинка нежели описанная тобой.
Но ты тоже прав. Это твоё видение и относительно него тебе удобнее строить свою жизнь. Как и мне свою, исходя из собственных представлений. О чём Адлер и говорит, собственно.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Adelaida писал(а):
Плюс - что принципиально - неспособность отличать частное от общего.
В частном - все в чем-то кого-то хуже или лучше.
так же ключевым моментом является процесс сбора частных оценок в общую оценку.
и тут вопрос даже не в неспособности отличать, а вопрос в целесообразности обобщения оценок.
если просто оценить себя типа - я могу то, а это я не могу, то основы для комплекса не будет.
однако если обобщить эти частные оценки в общую и сравнить с примером такой же общей оценки окружающих - вот тут и возникает основа.
добавлю.
еще характерным моментом является процесс построения общей самооценки на основе всего лишь одной частной...
Ну, импонирует, я же не возражаю. Гумонистицкая психология очень популярна а массах. А Адлер, как основатель, - Гуру.
А интересно, на каких принципах ты строишь свою жизнь? Они чем-то противоречат той схемке, что я привёл? Вот если всю словесную шелуху отбросить? Программа минимум - себя кормить. Реализовал - самореализовался. Разве у тебя не так?