От задатков и способностей зависит и выбора сферы применения оных. Не знаю, живопись? Хирургия? Конструкторское дело? Научные открытия? Развитие таланта в выбранному по душе делу, на благо общества, на улучшение качества жизни. Наверное, так.Vadim писал(а): Например?
поговорим о любви
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
А ты у обезьян спроси.Radugnyi писал(а):Даже дышать может перестать усилием воли. При чём тут суицидальное поведение у обезьян? Они в состоянии контролировать этот процесс? Или же действуют инстинктивно в рамках своей видовой программы?
И проведи на себе эксперимент с дыханием.
Что по мне, то "свобода выбора" довольно умозрительна. Из всех вариантов действий ты поступаешь в данный момент именно так, а рассуждения о выборе уже следуют постфактум. Так психика устроена.
Re: поговорим о любви
Какой процент населения находится в авангарде "создания нового"?Radugnyi писал(а): От задатков и способностей зависит и выбора сферы применения оных. Не знаю, живопись? Хирургия? Конструкторское дело? Научные открытия? Развитие таланта в выбранному по душе делу, на благо общества, на улучшение качества жизни. Наверное, так.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Так или иначе относительно всё. Но, когда принимаешь сложное решение - обдумываешь варианты и взвешиваешь риски и прогнозируешь возможные последствия. Делаешь выбор. Чем больше у тебя информации по вопросу, тем больше возможных вариантов развития событий, тем больше шансов принять целесообразное решение. ИМХО.Vadim писал(а): А ты у обезьян спроси.
И проведи на себе эксперимент с дыханием.
Что по мне, то "свобода выбора" довольно умозрительна. Из всех вариантов действий ты поступаешь в данный момент именно так, а рассуждения о выборе уже следуют постфактум. Так психика устроена.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Зависит также от того, что у тебя в желудке - пельмени, или красная икра, от суммы на банковском счёте, от того, женщина ты или мужчина, а если женщина, то востребована ты у мужиков, или уродлива, в полной ли семье тебя растили, имеешь ли ты эффективные социальные навыки, и ещё кучи факторов.Radugnyi писал(а): Так или иначе относительно всё. Но, когда принимаешь сложное решение - обдумываешь варианты и взвешиваешь риски и прогнозируешь возможные последствия. Делаешь выбор. Чем больше у тебя информации по вопросу, тем больше возможных вариантов развития событий, тем больше шансов принять целесообразное решение. ИМХО.
Выбор очень иллюзорен, Вика.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
А авангард тут при чём? Тогда скорее - какой процент населения Земли занимается любимым делом, где раскрывает свои задатки и способности в полном объёме? А вот нет такой статистики.Vadim писал(а): Какой процент населения находится в авангарде "создания нового"?
А дальше уже очень долгая история про микросоциум (который Вселенная для двоих), макросоциум (который отражение микро) и общечеловеческие цели и задачи и их реализация. Очень долгий разговор))).

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
При том, что имеет возможность заниматься "любимым делом" относительно небольшой процент населения Земли.Radugnyi писал(а): А авангард тут при чём? Тогда скорее - какой процент населения Земли занимается любимым делом, где раскрывает свои задатки и способности в полном объёме? А вот нет такой статистики.
А дальше уже очень долгая история про микросоциум (который Вселенная для двоих), макросоциум (который отражение микро) и общечеловеческие цели и задачи и их реализация. Очень долгий разговор))).
Родись ты в трущобах Индии, или в Африке, вряд ли у тебя было бы время рассуждать о свободе выбора.
Я смотрю Лайфспринг занёс долгоиграющую заразу.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Это скорее к вопросу об ограничителях и осознания возможных вариантов. Стоит человек на распутье, три дороги перед ним. По факту. А в силу своих ограничителей - он видит только одну. Чтобы увидеть ещё две, надо усилия приложить и научиться голову поворачивать, как минимум.Vadim писал(а): Зависит также от того, что у тебя в желудке - пельмени, или красная икра, от суммы на банковском счёте, от того, женщина ты или мужчина, а если женщина, то востребована ты у мужиков, или уродлива, в полной ли семье тебя растили, имеешь ли ты эффективные социальные навыки, и ещё кучи факторов.
Выбор очень иллюзорен, Вика.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
О каких ещё ограничителях?)Radugnyi писал(а): Это скорее к вопросу об ограничителях и осознания возможных вариантов. Стоит человек на распутье, три дороги перед ним. По факту. А в силу своих ограничителей - он видит только одну. Чтобы увидеть ещё две, надо усилия приложить и научиться голову поворачивать, как минимум.
Это всё умозрительные рассуждения.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
)) И это тоже выбор. Прыгнуть выше головы и пойти за мечтой, отказавшись от каких-то привычных вещей или же согласиться с навязанной колеёй.Vadim писал(а):
При том, что имеет возможность заниматься "любимым делом" относительно небольшой процент населения Земли.
Родись ты в трущобах Индии, или в Африке, вряд ли у тебя было бы время рассуждать о свободе выбора.
Человек всегда делает то, что он хочет. И хрен ты его заставишь делать, то, от чего он хочет откосить. Как только понимаешь эту простую вещь, сразу появляется гораздо больше выборов, даже в заданных обстоятельствах. ИМХО.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Это - жизненный опыт.Vadim писал(а): О каких ещё ограничителях?)
Это всё умозрительные рассуждения.

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Лайфспринг. Психотехнологии. Достаточно заставить человека гордиться тем, что он ссытся в постель.Radugnyi писал(а): )) И это тоже выбор. Прыгнуть выше головы и пойти за мечтой, отказавшись от каких-то привычных вещей или же согласиться с навязанной колеёй.
Кто тебе что навязывает? Вот родили тебя в Кукуево, нет там у тебя перспектив, но мечтая о выборе разумеется становится легче - дофамин, будь он неладен. Но ведь можно спокойно жить и в Кукуево, и быть вполне счастливым. Но стереотипы потреблядства не дадут.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Ай, я про другое вообще. Хотел Ломоносов учиться, преодолел и родовые стереотипы и родительские установки, нашёл способ и выучился. А мог вполне счастливо всю жизнь в своей хурхуяновке рыбу ловить и долгими зимними вечерами под кружку кваса тосковать о том, что вот мог бы... ан нет. И в постель ссыться и стыдно за это и поменять ничего сил нет. ))Vadim писал(а): Лайфспринг. Психотехнологии. Достаточно заставить человека гордиться тем, что он ссытся в постель.
Кто тебе что навязывает? Вот родили тебя в Кукуево, нет там у тебя перспектив, но мечтая о выборе разумеется становится легче - дофамин, будь он неладен. Но ведь можно спокойно жить и в Кукуево, и быть вполне счастливым. Но стереотипы потреблядства не дадут.
Фильм смотрю - "Безумие". Режиссёр - Дэвид Маккензи. По мотивам романа "Приют" Патрика МакГрата. Рекомендую. Жизнь с точки зрения маниакального бреда душевнобольного убийцы. Там и сама биография автора знаковая и работы оригинальные от лица "ненадёжного свидетеля".
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Таких как Ломоносов - единицы.Radugnyi писал(а): Ай, я про другое вообще. Хотел Ломоносов учиться, преодолел и родовые стереотипы и родительские установки, нашёл способ и выучился. А мог вполне счастливо всю жизнь в своей хурхуяновке рыбу ловить и долгими зимними вечерами под кружку кваса тосковать о том, что вот мог бы... ан нет. И в постель ссыться и стыдно за это и поменять ничего сил нет. ))
Главная лажа у НЛПёров в том, что они не учитывают - люди очень разные, по способностям, темпераменту, интеллекту и т.п. Завто в хотелках одинаковы. Предлагая имитировать выдающихся людей, они считают, что и результат будет такой же. Но это не так.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Бесполезно. Другая мысль.Vadim писал(а): Таких как Ломоносов - единицы.
Главная лажа у НЛПёров в том, что они не учитывают - люди очень разные, по способностям, темпераменту, интеллекту и т.п. Завто в хотелках одинаковы. Предлагая имитировать выдающихся людей, они считают, что и результат будет такой же. Но это не так.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Вот тут соглашусь.Radugnyi писал(а): Человек всегда делает то, что он хочет. И хрен ты его заставишь делать, то, от чего он хочет откосить.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
Романтическое/ сексуальное влечение и любовь
Любовь — не просто сильная симпатия. Большинство из нас знают людей, которые им очень нравятся, но которых они не любят, а некоторые из нас даже чувствовали страстное влечение к тому, кто не особенно нравился. Исследования подтверждают эти житейские наблюдения. Один из первых исследователей, изучавших романтическую любовь, составил ряд высказываний, которые, по мнению людей, отражают симпатию и любовь, и построил разные шкалы для измерения каждой из них (Rubin, 1973). Элементы шкалы симпатии отражают, насколько другой человек рассматривается как вызывающий приязнь, уважение, восхищение и имеющий зрелые и здравые взгляды. Элементы шкалы любви отражают три основные темы: чувство привязанности («Мне было бы трудно жить дальше без...»), чувство заботы о другом человеке («Я сделаю что угодно для...») и чувство доверия («Я чувствую, что могу положиться практически во всем на...»). Эти две шкалы только умеренно коррелируют друг с другом: 0,56 для мужчин и 0,36 для женщин.
Любовь — не просто сильная симпатия. Большинство из нас знают людей, которые им очень нравятся, но которых они не любят, а некоторые из нас даже чувствовали страстное влечение к тому, кто не особенно нравился. Исследования подтверждают эти житейские наблюдения. Один из первых исследователей, изучавших романтическую любовь, составил ряд высказываний, которые, по мнению людей, отражают симпатию и любовь, и построил разные шкалы для измерения каждой из них (Rubin, 1973). Элементы шкалы симпатии отражают, насколько другой человек рассматривается как вызывающий приязнь, уважение, восхищение и имеющий зрелые и здравые взгляды. Элементы шкалы любви отражают три основные темы: чувство привязанности («Мне было бы трудно жить дальше без...»), чувство заботы о другом человеке («Я сделаю что угодно для...») и чувство доверия («Я чувствую, что могу положиться практически во всем на...»). Эти две шкалы только умеренно коррелируют друг с другом: 0,56 для мужчин и 0,36 для женщин.
Понятие о романтической любви старо, но убеждение, что любовь связана с браком, — относительно недавнее и далеко не универсальное. В некоторых незападных культурах брак все еще рассматривается как контрактное или финансовое соглашение, с любовью никак не связанное. В нашем обществе связь между любовью и браком за последние 30 лет реально стала крепче. В 1976 году студентов колледжа спросили: «Если бы мужчина (женщина) обладал(а) всеми качествами, которые вы хотите, вступили бы вы в брак с этим человеком, если бы не любили его (ее)?»
Утвердительно ответили 65% мужчин, но только 24% женщин (лишь 4% из них действительно сказали «да»; большинство не решили, что ответить) (Kephart, 1967). В то время современное феминистское движение только начиналось, и, возможно, тогда женщины чаще, чем сейчас, считали брак необходимым условием своей финансовой защищенности. Когда это же обследование повторили в 1984 году, 85% и мужчин, и женщин отказались вступать в брак не по любви (Simpson, Campbell & Berscheid, 1986).
Страстная и дружеская любовь
Некоторые социологи попытались различить разные виды любви. Одно из широко принятых различий лежит между любовью страстной и любовью товарищеской (Hatfield, 1988; Peele, 1988).
Страстная любовь определяется как сильное эмоциональное состояние, при котором «нежность и сексуальные чувства, ликование и боль, беспокойство и облегчение, альтруизм и ревность сосуществуют в некотором смешении чувств» (Berscheid & Walster, 1978, p. 177). Было выдвинуто предположение, что переживание страстной любви сочетает физиологическое возбуждение с восприятием того, что это возбуждение вызывает любимый человек (Berscheid & Walster, 1974) (см. рубрику «На переднем крае психологических исследований», статья «Как вызвать страсть при помощи внешнего возбуждения»).
В отличие от этого дружескую любовь определяют как «привязанность, которую мы чувствуем к тем, с кем тесно переплелась наша жизнь» (Hatfield, 1988, р. 205). Дружеская любовь характеризуется доверием, заботой, терпимостью к недостаткам партнера и его странностям, эмоционально теплыми тонами и привязанностью, а не высокой степенью эмоциональной страсти. По мере продолжения отношений растет взаимозависимость, и потенциал для сильных эмоций на самом деле возрастает. Это можно видеть, когда давние партнеры испытывают сильное чувство одиночества и тягу друг к другу при временной разлуке или когда тот, кто потерял давнего партнера, переживает эмоциональную опустошенность. Но, как ни парадоксально, из-за того, что дружеские пары в повседневной жизни становятся такими совместимыми и скоординированными, сильные эмоции у них в действительности возникают довольно редко (Berscheid, 1983).
Многие молодые мужчины и женщины из приводимого выше обследования утверждали, что если из брака уходит любовь, этого достаточно, чтобы его расторгнуть. Однако те молодые люди, которые приравнивают любовь исключительно к страстному ее варианту, вероятно, будут разочарованы. Наиболее успешные пары, которые давно пребывают вместе, подчеркивают дружескую составляющую своих отношений, да и теория, и исследования показывают, что вероятность долгого сохранения сильных чувств, свойственных страстной любви, весьма невелика (Berscheid, 1983; Solomon & Corbit, 1974). Как выразился писатель XVI века Жиральди, «история любовных отношений — это в некотором смысле драма борьбы против времени».
Эту мысль иллюстрирует исследование, где сравнивались долгие браки в США, в которых пары заявляли, что женились по любви, с браками в Японии, которые должны были устраивать родители пары. Как и ожидалось, браки в Америке начинались с большего выражения любви и сексуального интереса, чем подготовленные родителями браки в Японии. Но выражения любви падали в обеих группах, так что спустя 10 лет между группами не было различия. Тем не менее многие пары в этом исследовании говорили, что вполне довольны браком — браком, который развился в глубокую дружескую любовь, характеризуемую общением партнеров, справедливым разделением труда и равенством при принятии решения (Blood, 1967).
Мораль в том, что страстная любовь может быть потрясающей для начинающих, но силы, поддерживающие долгосрочные отношения, — менее впечатляющие, они, несомненно, требуют больше стараний и связаны больше с равенством, чем со страстью. Действительно, страстная и товарищеская любовь могут быть даже внутренне несовместимы.
Трехкомпонентная теория любви
После введения различия между страстной и дружеской любовью были предложены сходные, но более развитые ее классификации. Согласно одной из них, любовь имеет три составляющие: интимность, страсть и преданность (Sternberg, 1986).
Интимность — это эмоциональная составляющая, и она включает физическую близость и общность чувств. Страсть — мотивационная составляющая, включающая сексуальное влечение и романтическое чувство «влюбленности». Преданность — это когнитивная составляющая, которая отражает намерение человека сохранить такие отношения. Различное сочетание этих составляющих дает 8 типов отношений, представленных в табл. 17.2. Как можно видеть, страстная любовь в этой схеме делится на 2 типа: увлеченная любовь и романтическая любовь. Обе характеризуются сильной страстью и малой преданностью, но интимность — невысокая у увлеченной любви и высокая у романтической. Дружеская любовь характеризуется высокой интимностью и преданностью, но низкой страстью.
Таблица 17.2. Трехкомпонентная теория любви
Сочетание трех параметров любви дает 8 типов любовных отношений (по: Sternberg, 1986).
Образование пар и стратегии подбора партнеров
Один из новейших подходов к романтическому и сексуальному влечению является одновременно одним из древнейших — дарвиновская теория эволюции. Как отмечалось в главе 1, эволюционная психология занимается происхождением психологических механизмов. Ее ключевая идея состоит в том, что психологические механизмы, подобно биологическим, развились за миллионы лет в ходе естественного отбора, из чего следует, что у них генетическая основа и что они оказались в прошлом полезны человеческому виду при решении проблемы выживания или для повышения шансов на размножение.
Применение эволюционных принципов к социальному поведению является частью относительно новой дисциплины — социобиологии, и возобновление интереса к эволюции среди социальных психологов привело к переосмыслению (иногда спорному) некоторых поведенческих явлений. Среди них — образование пар у людей и биологические различия между мужчинами и женщинами в сексуальном поведении и в стратегии подбора партнера.
С эволюционной позиции, мужчины и женщины спариваются с целью произвести потомство, которое передаст их гены будущим поколениям. Для этого индивиды должны решить несколько проблем, включая следующие:
а) выиграть в конкуренции за достижение успеха у плодовитых представителей противоположного пола;
б) выбрать партнера с наибольшим репродуктивным потенциалом;
в) овладеть социальным и сексуальным поведением, необходимым для успешного зачатия;
г) предотвратить спаривание с дефектными или бесплодными особями;
д) обеспечить выживание потомства и его репродуктивную способность (Buss, 1991).
Согласно социобиологам, люди эволюционировали, формируя долгие связи с партнером, чтобы обеспечить достижение человеческим потомством репродуктивного возраста. Как мы отмечали в главе 3, чем сложнее нервная система организма, тем больше времени требуется для достижения зрелости. Шимпанзе становится полноценным взрослым представителем своего вида на несколько лет раньше, чем человек того же возраста сможет сам добывать себе пропитание. Соответственно в истории нашего вида важно было иметь под боком самца для обороны, пропитания молодняка и помощи ему. В отличие от человека и самцы, и самки шимпанзе довольно неразборчивы, а самцы мало или никак не участвуют в выращивании молодняка.
Социобиологи утверждают также, что поскольку мужчины и женщины играют разную роль в размножении, тактика и стратегия спаривания, использовавшаяся двумя полами, должна была также сложиться разной. Поскольку теоретически возможно, что мужчина станет отцом сотен детей, для него будет эволюционным преимуществом оплодотворить как можно больше женщин, чтобы передать как можно больше генов. Женщине, однако, приходится вкладывать достаточно много времени и энергии в каждое рождение, и у нее ограниченная возможность в количестве потомства. Поэтому преимущественным для нее будет тщательный выбор партнера, который наиболее хочет и наиболее способен помочь в защите и выращивании детей, чтобы таким образом максимизировать шанс передачи своих генов будущим поколениям. Из этой логики следует, что эволюция должна была сделать мужчин более легкомысленными и неразборчивыми в своем выборе сексуальных партеров, чем женщины. В действительности неоднократно было документально показано, что в большинстве обществ мужчины неразборчивее женщин, и число обществ, в которых одному мужчине дозволяется составлять пару более чем с одной женщиной, намного превосходит число сообществ, где женщине разрешается составлять пару со многими разными мужчинами (Wilson, 1978).
Социобиологическая теория предсказывает также, что мужчина должен предпочитать спаривание с наиболее плодовитой молодой женщиной, поскольку она с наибольшей вероятностью принесет ему детей. Женщина должна предпочитать спаривание с мужчиной, имеющим высокий социальный статус и солидные материальные ресурсы, с тем, кто может лучше всего обеспечить выживание детей до достижения ими самостоятельности и собственного репродуктивного возраста. В результате, по мнению социобиологов, мужчины должны предпочитать более молодых женщин (у которых впереди еще много плодородных лет), тогда как женщины должны предпочитать мужчин старшего возраста (у которых больше ресурсов). Такое половое различие в предпочтениях при выборе партнера прочно подтвердилось в исследовании 37 культур (Buss, 1989).
Социобиологические теории не избежали возражений. Некоторые критики утверждают, что даже если некоторая схема поведения имеет место во всех культурах, из этого не обязательно следует, что она запрограммирована в генах человека. Например, некоторые универсальные межкультурные половые различия могли возникнуть исторически просто потому, что у женщин рост тела был меньше и до очень недавнего времени в технологически развитых обществах они были беременны или заняты кормлением ребенка большую часть своей взрослой жизни. Это породило половое разделение труда практически во всех обществах, где политическая власть и принятие решений были всецело в ведении мужчин, а женщин ограничивали домашней сферой (S. Bern, 1993). При таких существенных различиях у мужчин легко формировалась большая сексуальная свобода.
Будет весьма поучительным спросить, может ли логика социобиологов предсказать также иной или противоположный результат? Например, нам предложен аргумент, что способность мужчин произвести многосотенное потомство создает эволюционное преимущество для мужской неразборчивости. Но необходимость обеспечить доживание потомства до репродуктивного возраста — та самая потребность, которая, предположительно, дала толчок прежде всего для формирования человеческих пар, — создавала бы противоположный эволюционный толчок к моногамии. Другими словами, теории социобиологов могут объяснить как мужскую неразборчивость, так и мужскую сексуальную верность.
Однако, несмотря на эту критику, нет сомнений, что эволюционное мышление взбодрило психологию личности и социальную психологию.
Вероятно, в бихевиоральных науках не найдется ни одного другого принципа, обладающего такой объясняющей силой, как принцип эволюции. Более того, появление социобиологических теорий является еще одним подтверждением огромной роли биологических свидетельств в современной психологии. Даже социальные психологи, изучающие социально-когнитивные процессы, начинают выдвигать теории, касающиеся того, каким образом и почему наши стратегии переработки социальной информации могут претерпевать эволюционное развитие (Nisbett & Ross, 1980).
Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема.
Статья из главы 17. Социальные аспекты познавательной деятельности и аффектов
Утвердительно ответили 65% мужчин, но только 24% женщин (лишь 4% из них действительно сказали «да»; большинство не решили, что ответить) (Kephart, 1967). В то время современное феминистское движение только начиналось, и, возможно, тогда женщины чаще, чем сейчас, считали брак необходимым условием своей финансовой защищенности. Когда это же обследование повторили в 1984 году, 85% и мужчин, и женщин отказались вступать в брак не по любви (Simpson, Campbell & Berscheid, 1986).
Страстная и дружеская любовь
Некоторые социологи попытались различить разные виды любви. Одно из широко принятых различий лежит между любовью страстной и любовью товарищеской (Hatfield, 1988; Peele, 1988).
Страстная любовь определяется как сильное эмоциональное состояние, при котором «нежность и сексуальные чувства, ликование и боль, беспокойство и облегчение, альтруизм и ревность сосуществуют в некотором смешении чувств» (Berscheid & Walster, 1978, p. 177). Было выдвинуто предположение, что переживание страстной любви сочетает физиологическое возбуждение с восприятием того, что это возбуждение вызывает любимый человек (Berscheid & Walster, 1974) (см. рубрику «На переднем крае психологических исследований», статья «Как вызвать страсть при помощи внешнего возбуждения»).
В отличие от этого дружескую любовь определяют как «привязанность, которую мы чувствуем к тем, с кем тесно переплелась наша жизнь» (Hatfield, 1988, р. 205). Дружеская любовь характеризуется доверием, заботой, терпимостью к недостаткам партнера и его странностям, эмоционально теплыми тонами и привязанностью, а не высокой степенью эмоциональной страсти. По мере продолжения отношений растет взаимозависимость, и потенциал для сильных эмоций на самом деле возрастает. Это можно видеть, когда давние партнеры испытывают сильное чувство одиночества и тягу друг к другу при временной разлуке или когда тот, кто потерял давнего партнера, переживает эмоциональную опустошенность. Но, как ни парадоксально, из-за того, что дружеские пары в повседневной жизни становятся такими совместимыми и скоординированными, сильные эмоции у них в действительности возникают довольно редко (Berscheid, 1983).
Многие молодые мужчины и женщины из приводимого выше обследования утверждали, что если из брака уходит любовь, этого достаточно, чтобы его расторгнуть. Однако те молодые люди, которые приравнивают любовь исключительно к страстному ее варианту, вероятно, будут разочарованы. Наиболее успешные пары, которые давно пребывают вместе, подчеркивают дружескую составляющую своих отношений, да и теория, и исследования показывают, что вероятность долгого сохранения сильных чувств, свойственных страстной любви, весьма невелика (Berscheid, 1983; Solomon & Corbit, 1974). Как выразился писатель XVI века Жиральди, «история любовных отношений — это в некотором смысле драма борьбы против времени».
Эту мысль иллюстрирует исследование, где сравнивались долгие браки в США, в которых пары заявляли, что женились по любви, с браками в Японии, которые должны были устраивать родители пары. Как и ожидалось, браки в Америке начинались с большего выражения любви и сексуального интереса, чем подготовленные родителями браки в Японии. Но выражения любви падали в обеих группах, так что спустя 10 лет между группами не было различия. Тем не менее многие пары в этом исследовании говорили, что вполне довольны браком — браком, который развился в глубокую дружескую любовь, характеризуемую общением партнеров, справедливым разделением труда и равенством при принятии решения (Blood, 1967).
Мораль в том, что страстная любовь может быть потрясающей для начинающих, но силы, поддерживающие долгосрочные отношения, — менее впечатляющие, они, несомненно, требуют больше стараний и связаны больше с равенством, чем со страстью. Действительно, страстная и товарищеская любовь могут быть даже внутренне несовместимы.
Трехкомпонентная теория любви
После введения различия между страстной и дружеской любовью были предложены сходные, но более развитые ее классификации. Согласно одной из них, любовь имеет три составляющие: интимность, страсть и преданность (Sternberg, 1986).
Интимность — это эмоциональная составляющая, и она включает физическую близость и общность чувств. Страсть — мотивационная составляющая, включающая сексуальное влечение и романтическое чувство «влюбленности». Преданность — это когнитивная составляющая, которая отражает намерение человека сохранить такие отношения. Различное сочетание этих составляющих дает 8 типов отношений, представленных в табл. 17.2. Как можно видеть, страстная любовь в этой схеме делится на 2 типа: увлеченная любовь и романтическая любовь. Обе характеризуются сильной страстью и малой преданностью, но интимность — невысокая у увлеченной любви и высокая у романтической. Дружеская любовь характеризуется высокой интимностью и преданностью, но низкой страстью.
Таблица 17.2. Трехкомпонентная теория любви
Сочетание трех параметров любви дает 8 типов любовных отношений (по: Sternberg, 1986).
Образование пар и стратегии подбора партнеров
Один из новейших подходов к романтическому и сексуальному влечению является одновременно одним из древнейших — дарвиновская теория эволюции. Как отмечалось в главе 1, эволюционная психология занимается происхождением психологических механизмов. Ее ключевая идея состоит в том, что психологические механизмы, подобно биологическим, развились за миллионы лет в ходе естественного отбора, из чего следует, что у них генетическая основа и что они оказались в прошлом полезны человеческому виду при решении проблемы выживания или для повышения шансов на размножение.
Применение эволюционных принципов к социальному поведению является частью относительно новой дисциплины — социобиологии, и возобновление интереса к эволюции среди социальных психологов привело к переосмыслению (иногда спорному) некоторых поведенческих явлений. Среди них — образование пар у людей и биологические различия между мужчинами и женщинами в сексуальном поведении и в стратегии подбора партнера.
С эволюционной позиции, мужчины и женщины спариваются с целью произвести потомство, которое передаст их гены будущим поколениям. Для этого индивиды должны решить несколько проблем, включая следующие:
а) выиграть в конкуренции за достижение успеха у плодовитых представителей противоположного пола;
б) выбрать партнера с наибольшим репродуктивным потенциалом;
в) овладеть социальным и сексуальным поведением, необходимым для успешного зачатия;
г) предотвратить спаривание с дефектными или бесплодными особями;
д) обеспечить выживание потомства и его репродуктивную способность (Buss, 1991).
Согласно социобиологам, люди эволюционировали, формируя долгие связи с партнером, чтобы обеспечить достижение человеческим потомством репродуктивного возраста. Как мы отмечали в главе 3, чем сложнее нервная система организма, тем больше времени требуется для достижения зрелости. Шимпанзе становится полноценным взрослым представителем своего вида на несколько лет раньше, чем человек того же возраста сможет сам добывать себе пропитание. Соответственно в истории нашего вида важно было иметь под боком самца для обороны, пропитания молодняка и помощи ему. В отличие от человека и самцы, и самки шимпанзе довольно неразборчивы, а самцы мало или никак не участвуют в выращивании молодняка.
Социобиологи утверждают также, что поскольку мужчины и женщины играют разную роль в размножении, тактика и стратегия спаривания, использовавшаяся двумя полами, должна была также сложиться разной. Поскольку теоретически возможно, что мужчина станет отцом сотен детей, для него будет эволюционным преимуществом оплодотворить как можно больше женщин, чтобы передать как можно больше генов. Женщине, однако, приходится вкладывать достаточно много времени и энергии в каждое рождение, и у нее ограниченная возможность в количестве потомства. Поэтому преимущественным для нее будет тщательный выбор партнера, который наиболее хочет и наиболее способен помочь в защите и выращивании детей, чтобы таким образом максимизировать шанс передачи своих генов будущим поколениям. Из этой логики следует, что эволюция должна была сделать мужчин более легкомысленными и неразборчивыми в своем выборе сексуальных партеров, чем женщины. В действительности неоднократно было документально показано, что в большинстве обществ мужчины неразборчивее женщин, и число обществ, в которых одному мужчине дозволяется составлять пару более чем с одной женщиной, намного превосходит число сообществ, где женщине разрешается составлять пару со многими разными мужчинами (Wilson, 1978).
Социобиологическая теория предсказывает также, что мужчина должен предпочитать спаривание с наиболее плодовитой молодой женщиной, поскольку она с наибольшей вероятностью принесет ему детей. Женщина должна предпочитать спаривание с мужчиной, имеющим высокий социальный статус и солидные материальные ресурсы, с тем, кто может лучше всего обеспечить выживание детей до достижения ими самостоятельности и собственного репродуктивного возраста. В результате, по мнению социобиологов, мужчины должны предпочитать более молодых женщин (у которых впереди еще много плодородных лет), тогда как женщины должны предпочитать мужчин старшего возраста (у которых больше ресурсов). Такое половое различие в предпочтениях при выборе партнера прочно подтвердилось в исследовании 37 культур (Buss, 1989).
Социобиологические теории не избежали возражений. Некоторые критики утверждают, что даже если некоторая схема поведения имеет место во всех культурах, из этого не обязательно следует, что она запрограммирована в генах человека. Например, некоторые универсальные межкультурные половые различия могли возникнуть исторически просто потому, что у женщин рост тела был меньше и до очень недавнего времени в технологически развитых обществах они были беременны или заняты кормлением ребенка большую часть своей взрослой жизни. Это породило половое разделение труда практически во всех обществах, где политическая власть и принятие решений были всецело в ведении мужчин, а женщин ограничивали домашней сферой (S. Bern, 1993). При таких существенных различиях у мужчин легко формировалась большая сексуальная свобода.
Будет весьма поучительным спросить, может ли логика социобиологов предсказать также иной или противоположный результат? Например, нам предложен аргумент, что способность мужчин произвести многосотенное потомство создает эволюционное преимущество для мужской неразборчивости. Но необходимость обеспечить доживание потомства до репродуктивного возраста — та самая потребность, которая, предположительно, дала толчок прежде всего для формирования человеческих пар, — создавала бы противоположный эволюционный толчок к моногамии. Другими словами, теории социобиологов могут объяснить как мужскую неразборчивость, так и мужскую сексуальную верность.
Однако, несмотря на эту критику, нет сомнений, что эволюционное мышление взбодрило психологию личности и социальную психологию.
Вероятно, в бихевиоральных науках не найдется ни одного другого принципа, обладающего такой объясняющей силой, как принцип эволюции. Более того, появление социобиологических теорий является еще одним подтверждением огромной роли биологических свидетельств в современной психологии. Даже социальные психологи, изучающие социально-когнитивные процессы, начинают выдвигать теории, касающиеся того, каким образом и почему наши стратегии переработки социальной информации могут претерпевать эволюционное развитие (Nisbett & Ross, 1980).
Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема.
Статья из главы 17. Социальные аспекты познавательной деятельности и аффектов
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32696
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14986
- Откуда: СССР
Re: поговорим о любви
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: поговорим о любви
Я так понимаю, что человека продолжают исключительно воспринимать как потомка обезьяны ? )Radugnyi писал(а):Романтическое/ сексуальное влечение и любовь
Один из новейших подходов к романтическому и сексуальному влечению является одновременно одним из древнейших — дарвиновская теория эволюции. Как отмечалось в главе 1, эволюционная психология занимается происхождением психологических механизмов. Ее ключевая идея состоит в том, что психологические механизмы, подобно биологическим, развились за миллионы лет в ходе естественного отбора, из чего следует, что у них генетическая основа и что они оказались в прошлом полезны человеческому виду при решении проблемы выживания или для повышения шансов на размножение.