Ээээ.. а как ты думаешь. Когда человек дышит, воздух в живот попадает, да?Aivery писал(а): да.
я встречал мало взрослых, которые дышат животом.
потому то и есть специальная практика.
и слышал, что маленькие дети только так и дышат.
Я
Re: Я
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
)) Тантра учит владеть своим телом, там конечный результат - слияние с Богом в оргазме, по простому, без мистики - развитие регуляции мышечного напряжения - расслабления и контроль за процессом с одновременным чувственно - телесным погружением. Очень интересная практика, на самом деле.Aivery писал(а): тантра дорого )))

"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
смотря как дышать.Adelaida писал(а): Ээээ.. а как ты думаешь. Когда человек дышит, воздух в живот попадает, да?
если верхней частью легких - то практически живот не участвует.
Re: Я
я не спорю! ))Radugnyi писал(а): )) Тантра учит владеть своим телом, там конечный результат - слияние с Богом в оргазме, по простому, без мистики - развитие регуляции мышечного напряжения - расслабления и контроль за процессом с одновременным чувственно - телесным погружением. Очень интересная практика, на самом деле.
мне предлагали индивидуальный сеанс.
дорого )))
Re: Я
Т.е. ты полагаешь, что если ты будешь двигать мышцами живота, то воздух по пищеводу наполнит живот, да?Aivery писал(а): смотря как дышать.
если верхней частью легких - то практически живот не участвует.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
дорого это не татра, это блядство))) Тантра предполагает как раз чувственные связи партнёров, то есть. чем дольше вместе, тем выхлоп больше.Aivery писал(а): я не спорю! ))
мне предлагали индивидуальный сеанс.
дорого )))
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
с сигаретным дымом точно получается )Adelaida писал(а):Т.е. ты полагаешь, что если ты будешь двигать мышцами живота, то воздух по пищеводу наполнит живот, да?
животику он конкретно не нравится )
Re: Я
отож )))Radugnyi писал(а): дорого это не татра, это блядство))) Тантра предполагает как раз чувственные связи партнёров, то есть. чем дольше вместе, тем выхлоп больше.
тантра классная штука.
я с тобой полностью согласен.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
Димыч, не позорься, это анатомия за 8 класс, как молекулы кислорода попадают во внутренние органы? Что служит им трансфером?Aivery писал(а): с сигаретным дымом точно получается )
животику он конкретно не нравится )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
Так вот тантра и включает в себя и рассеянное внимание и сосредоточение на отдельных органах и переключения с переживания своих чувств на переживание чувств партнёра. Гораздо эффективнее любой медитации, зона покрытия больше))).Aivery писал(а): отож )))
тантра классная штука.
я с тобой полностью согласен.
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Дим, Дим, а если трахею перекрыть? Подавиться, например, "не в то горло"?
Можно ж животом через пищевод дышать, да?
Можно ж животом через пищевод дышать, да?
Re: Я
я плохо учился в школе )))Radugnyi писал(а): Димыч, не позорься, это анатомия за 8 класс, как молекулы кислорода попадают во внутренние органы? Что служит им трансфером?
но мой желудок крайне негативно реагирует на сигаретный дым.
чего так ?
Re: Я
в тантре нас все-таки двое.Radugnyi писал(а): Так вот тантра и включает в себя и рассеянное внимание и сосредоточение на отдельных органах и переключения с переживания своих чувств на переживание чувств партнёра. Гораздо эффективнее любой медитации, зона покрытия больше))).
а в медитации желательно, что бы не было даже себя )
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
Диагнозы по интернету та ещё авантюра)). Сходи к доктору, он более профессионально объяснит).Aivery писал(а): я плохо учился в школе )))
но мой желудок крайне негативно реагирует на сигаретный дым.
чего так ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
Изначально двое, а дальше по желанию и степени владения мастерством))). Я ж говорю, в тантре главное слиться самому с божественной энергетикой. Это же философия на самом деле и перекликается с работами Райха. Одно и тоже, только подход в одном случае научный, в другом - мистический. А смысл один и тот же - достижение внутреннего равновесия за счёт взаимосвязи разума, тела и эмоционально - чувственного фона.Aivery писал(а): в тантре нас все-таки двое.
а в медитации желательно, что бы не было даже себя )
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
равновесие и покой - это одно и тоже или есть разница ?Radugnyi писал(а): А смысл один и тот же - достижение внутреннего равновесия за счёт взаимосвязи разума, тела и эмоционально - чувственного фона.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
Для меня есть. Из состояния покоя может выбить, из равновесия практически нет. В состоянии покоя может быть внутренний разброд - мысли отдельно, слова отдельно, дела сами по себе. А в состоянии равновесия всегда знаешь чего тебе надо, какими словами это донести до окружающих и что надо сделать, чтобы прийти к цели.Aivery писал(а): равновесие и покой - это одно и тоже или есть разница ?
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер
Re: Я
Равно весие. Равный вес.
Действуют несколько разных сил, но они равны.
А покой - это когда может и не действовать ничего.
Действуют несколько разных сил, но они равны.
А покой - это когда может и не действовать ничего.
- Radugnyi
- Психолог
- Сообщения: 32711
- Зарегистрирован: 28 апр 2015, 11:19
- Репутация: 14999
- Откуда: СССР
Re: Я
ПСИХОЛОГИЯ СОЗАВИСИМОСТИ
Низкая самооценка
Это основная, фундаментальная черта созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая их особенность, как направленность вовне. Созависмые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими; хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться.
Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие. Тогда созависимые становятся самоуверенными, негодующими, гневными.
Низкая самооценка
Это основная, фундаментальная черта созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая их особенность, как направленность вовне. Созависмые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими; хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться.
Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие. Тогда созависимые становятся самоуверенными, негодующими, гневными.
не умеют принимать должным образом комплименты и похвалу. Комплименты могут даже усиливать у них чувство вины или своей неадекватности. И в то же время у них портится настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки чувства своей самоценности, как «словесные поглаживания», по Э.Берну . В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечение.
Созависимые говорят себе, что они ничего не могут сделать как следует, и очень боятся делать ошибки. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные долженствования — «я должна», «ты должен». «Как я должна вести себя с мужем?» «Что мне делать с дочерыо-наркоманкой, пока что я заперла ее в комнате и отключила телефон», — вот обязательные вопросы, которые задают психотерапевту созависимые.
Созависимые стыдятся пьянства мужа или наркомании сына (дочери). Эти проблемы они хранят как большой секрет семьи. Созависимые родители наркоманов держат в секрете свои проблемы не только от внешнего мира, от друзей и знакомых, но они пытаются скрыть проблемы и внутри семьи. «Разве я могу сказать своей матери, что мой сын.ее единственный внук — наркоман? Это убьет маму». А в это время бабушка наркомана уже сама узнала о болезни внука и страдает от того, что не может открыто говорить с дочерью на эту тему.
Низкая самооценка движет созависимыми, когда они стремятся помогать другим. Поскольку они не верят, что могут быть любимыми и ценными сами по себе, они пытаются заработать любовь и внимание других. Так они становятся, в семье незаменимыми, вернее думают, что они незаменимы.
«Весь смысл моей жизни — это мои мужчины»,— говорит 40- летняя жена алкоголика, находящегося в состоянии длительной ремиссии, и мать 20-летнего наркомана.
«Я встаю утром раньше всех, все у меня готово к тому времени, когда они встанут. Я даже им зубную пасту на щетки выдавливаю. Они встают, умываются, а я в это время постельки заправлю, и мне хорошо. Мне они только один раз в жизни тоже выдавили на щетку зубную пасту, и мне этого достаточно». А между тем в этой семье есть еще один ребенок — 3- летняя девочка. Но почему-то она в рассказе матери не занимала значимого эмоционального положения. Вся жизнь созависимой женщины сконцентрировалась на «моих мужчинах»
Желание контролировать жизнь других
Созависимые жены, матери, сестры, отцы, мужья, братья больных алкоголизмом или наркоманией — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все на свете. Чем хаотичнее ситуация, дома, тем больше усилий по контролю. Они надеются, что смогут сдерживать пьянство своего близкого либо «запретить» употребление наркотиков. Они думают, что могут контролировать восприятие других через производимое впечатление. Им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают.
Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как события должны происходить, как другие члены семьи должны себя вести. Даже на консультации у психотерапевта в присутствии других членов семьи мать в императивной форме делает замечание 21-летнему сыну: «Когда прощаются, то смотрят при этом в глаза». Созависимые боятся позволить близким быть теми, кто они есть по своей природе, позволить событиям протекать естественным путем, т.е. дать жизни состояться.
Для контроля над другими созависимые пользуются различными средствами — угрозами, уговорами, принуждением, советами, подчеркиванием беспомощности других. «Муж без меня-пропадет», «Сын не может понимать необходимость лечения, поэтому я должна его упрятать в больницу*.
В качестве средства контроля над другими часто используются манипулирование к навязывание чувства вины.
Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события приводит к депрессии. Невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые рассматривают как собственное поражение, как утрату смысла жизни. Повторяющееся поражение усугубляет депрессию.
Другим исходом контролирующего поведения созависмых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных с зависимостью. Например, мать наркомана увольняется с работы, чтобы контролировать поведение сына. Но наркомания продолжается, и уже она практически контролирует жизнь матери, распоряжается ее временем, ее профессией, ее самочувствием, ее психическими ресурсами.
Желание заботиться о других, спасать других
Кто работает в области наркологии, тот часто слышит от родственников: «Хочу спасти своего мужа (сына)». Спасать других — призвание созависимых. Они любят заботиться о других и часто выбирают так называемые помогающие профессии — врача, медсестры, учительницы, психолога, воспитательницы. Все это было бы хорошо, если бы их отношение к значимым близким действительно помогало спасать больных с зависимостью от психоактивных веществ. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки, принимает карикатурный характер.
Поведение созависимых вытекает из убежденности в том, что имения они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие, недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут ответственность за других, но при этом совершенно безответственны за собственное благополучие: плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не знают своих собственных потребностей.
«Спасая» больного, созависимые лишь способствуют тому, что он продолжает употреблять алкоголь или наркотики. Тогда созависимые злятся на больного. Попытка спасать почти никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения, деструктивная и для зависимого, и для созависимого человека.
Однако желание спасать так велико, что созависимые могут делать то, что в сущности не хотели делать. Созависимые говорят «да», когда им хочется сказать «нет». Они делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. В действительности созависимые делают больше за кого-то, чем для кого-то. Они удовлетворяют нужды своих близких тогда, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы это для них делали.
Созависимые постоянно отдают больше, чем сами получают от своего близкого. Они говорят задругого, думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет тот другой. Они решают проблемы другого, хотя подобное решение не своих проблем редко бывает эффективным. В совместной деятельности, например, в ведении домашнего хозяйства они делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.
Такая «забота» о других предполагает некомпетентность, беспомощность другого, неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает возможность последнему чувствовать себя постоянно необходимым, незаменимым. «Спасатель» нуждается в том, чтобы в нем нуждались.
«Спасая» своего близкого, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным в литературе под названием «Драматический тре-угольник С.Карпмана»
Преследователь Спасатель Жертва
Драматический треугольник С. Карпмана, или треугольник власти
Созависимые пытаются спасать других, потому что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а часто и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами своих близких. Созависимые не умеют говорить: «Это очень печально, что у тебя такая проблема. Что ты хочешь от меня?» Созависимые говорят так: «Я здесь. Я сделаю это за тебя».
Если созависнмый человек не научится распознавать моменты, когда он становится спасателем, то он будет постоянно позволять другим виктимизировать его, т.е. ставить в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Драма развивается по граням треугольника С.Карпмана.
Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных.
Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет: за один день можно двадцать раз побывать то в роли спасателя, то в роли преследователя, то в роли жертвы.
Цель психотерапии в данном случае может заключаться в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказаться от роли спасателя. Это предотвратит попадание его в роль жертвы.
Искажение чувств
Многие поступки созависимых мотивированы страхом, — основой развития любой зависимости. Содержание страхов может касаться чего угодно. Часто это страх столкновения с реальностью, страх быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т.д. и т.п.
Когда люди живут в постоянном страхе, у них появляется прогрессирующая тенденция к ригидности тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора.
Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий, ожиданий плохих известий: В этих обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются удержать иллюзию построенного ими мира.
В эмоциональной палитре созависимых наряду со страхом живут другие негативные эмоции: тревога, стыд, вина, отчаяние, гнев, ненависть, негодование и даже ярость.
Есть, однако, одна неожиданная особенность эмоциональтной сферы созависимых — обнубиляция чувств. Это затуманивание чувств, неясность переживания либо полный отказ от чувств. Иногда можно услышать от созависимой женщины: «Я стала деревянной, мертвой».
По мере хронизации стрессовой ситуации в семье у созависимых растет переносимость эмоциональной боли или другими словами — толерантность к негативным эмоциям. Помогает росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания, как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.
Порой жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как бы утрачены навыки распознавания и понимания своих чувств. Они могут не заметить реально надвигающуюся опасность. Они слишком поглощены тем, чтобы удовлетворять желания других людей, может быть, поэтому утратили ощущение самих себя. Созависимый человек не в фокусе своего сознания. В центре его сознания зависимый больной. Созависимость — это отказ от себя. Созависимые даже иногда думают, что не имеют права на собственные чувства, и готовы отречься от своего чувственного опыта. «Как я могу наслаждаться здоровьем, когда мужу гак плохо?»
Созависимые привыкают к искажению чувств. Они усвоили еще в родительском доме, что можно испытывать лишь приемлемые, «разрешенные» чувства. Созависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле у нее доминируют гнев либо негодование в связи с пьянством мужа. В результате ее гнев трасформируется а самонадеянность, самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознателыю.
Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же.
Созависимые боятся своего гнева и гнева других людей. Гнев часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того человека, с кем им трудно строить взаимоотношения: «Я сержусь, значит, он уйдет».
Созависимые подвергают свой гнев репрессии, вытеснению, подавлению, что не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. Из-за подавленного гнева созависимые могут много плакать, становиться подавленными, переедать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и вспышки насилия. Созависимые считают, что их «заводят*, вынуждают злиться и за это они наказывают других людей.
Вина, стыд — часто присутствуют в психическом состонянии созависимых. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих алкоголизмом или наркоманией. У созависимых нет четких границ личности. Стыд может приводить к социальной изоляции. Чтобы скрыть «позор семьи», созависимые перестают ходить в гости и приглашать друзей к себе.
Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализоваться и распространяться на других людей, в том числе и на врача. Легко возникает у созависимых ненависть к себе, которую они проецируют на других в порядке психологической защиты. Сокрытие стыда, ненависти может выглядеть как надменность и превосходство над другими. Это еще одна трансформация чувств.
Склонность к отрицанию
Созависимые используют все формы психологической защиты — рационализацию, минимизацию, вытеснение, но более всего — отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит («просто вчера он пришел пьяный»).
Они как будто уговаривают себя, что завтра все будет лучше. Порою они пытаются чем-то занять себя, чтобы не думать о главной проблеме.
Созависимые легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное подходит к желаемому. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит созависимость и отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится к лучшему. Созависимые хотят верить, а если они хотят, чтобы так было, то так, по их логике, и должно быть. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.
Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя.
Однако нечестность даже с самим собой — это уже утрата моральных принципов. Ложь не этична. Обманывание себя — это деструктивный процесс как для себя, так и для других. Обман — форма духовной деградации.
Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно их склонность к отрицанию мешает мотивировать их на лечение своих собственных проблем, мешает им попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у больного, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.
Болезни, вызванные стрессом
Телесные недуги, вызванные стрессом, сопровождают жизнь созависимых. У них наблюдаются психосоматические нарушения: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертония, головные боли, нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония, бронхиальная астма, тахикардия, сердечные аритмии и другие. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя, наркотиков и транквилизатов.
Созависимые болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе контролю не поддается — чью-то жизнь. Они стремятся все делать идеально, безупречно и близки к перфекционизму. Они тратят так много сил на то, чтобы выжить, что у них развивается связанная со стрессом функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости. Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, из-за суицида, из-за невнимания к собственным проблемам.
Поражение духовной сферы
Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в пашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.
К наиболее значимым и ценным взаимоотношениям относятся взаимоотношения с самим собой, с семьей, с обществом и с Богом. Если у больного алкоголизмом или наркоманией по мере развития заболевания эти взаимоотношения и связанные с ними ценности вытесняются отношениями с психоактивным веществом, то у созависимых они вытесняются патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи.
По нашим наблюдениям, среди созависимых много людей, верующих в Бога. Нередко к вере они пришли во время болезни своего близкого и видят опору в Боге. Молитва дает им поддержку и облегчение. Но даже взаимоотношения с Богом у них иногда омрачаются вспышками гнева и негодования. Возникает гневный вопрос: «За что мне такое мучение?»
Как видим, проявления созависимости довольно многообразны. Они касаются всех сторон психической жизни, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.
https://bib.social/narkologiya_1008/psi ... 89307.html
Созависимые говорят себе, что они ничего не могут сделать как следует, и очень боятся делать ошибки. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные долженствования — «я должна», «ты должен». «Как я должна вести себя с мужем?» «Что мне делать с дочерыо-наркоманкой, пока что я заперла ее в комнате и отключила телефон», — вот обязательные вопросы, которые задают психотерапевту созависимые.
Созависимые стыдятся пьянства мужа или наркомании сына (дочери). Эти проблемы они хранят как большой секрет семьи. Созависимые родители наркоманов держат в секрете свои проблемы не только от внешнего мира, от друзей и знакомых, но они пытаются скрыть проблемы и внутри семьи. «Разве я могу сказать своей матери, что мой сын.ее единственный внук — наркоман? Это убьет маму». А в это время бабушка наркомана уже сама узнала о болезни внука и страдает от того, что не может открыто говорить с дочерью на эту тему.
Низкая самооценка движет созависимыми, когда они стремятся помогать другим. Поскольку они не верят, что могут быть любимыми и ценными сами по себе, они пытаются заработать любовь и внимание других. Так они становятся, в семье незаменимыми, вернее думают, что они незаменимы.
«Весь смысл моей жизни — это мои мужчины»,— говорит 40- летняя жена алкоголика, находящегося в состоянии длительной ремиссии, и мать 20-летнего наркомана.
«Я встаю утром раньше всех, все у меня готово к тому времени, когда они встанут. Я даже им зубную пасту на щетки выдавливаю. Они встают, умываются, а я в это время постельки заправлю, и мне хорошо. Мне они только один раз в жизни тоже выдавили на щетку зубную пасту, и мне этого достаточно». А между тем в этой семье есть еще один ребенок — 3- летняя девочка. Но почему-то она в рассказе матери не занимала значимого эмоционального положения. Вся жизнь созависимой женщины сконцентрировалась на «моих мужчинах»
Желание контролировать жизнь других
Созависимые жены, матери, сестры, отцы, мужья, братья больных алкоголизмом или наркоманией — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все на свете. Чем хаотичнее ситуация, дома, тем больше усилий по контролю. Они надеются, что смогут сдерживать пьянство своего близкого либо «запретить» употребление наркотиков. Они думают, что могут контролировать восприятие других через производимое впечатление. Им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают.
Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как события должны происходить, как другие члены семьи должны себя вести. Даже на консультации у психотерапевта в присутствии других членов семьи мать в императивной форме делает замечание 21-летнему сыну: «Когда прощаются, то смотрят при этом в глаза». Созависимые боятся позволить близким быть теми, кто они есть по своей природе, позволить событиям протекать естественным путем, т.е. дать жизни состояться.
Для контроля над другими созависимые пользуются различными средствами — угрозами, уговорами, принуждением, советами, подчеркиванием беспомощности других. «Муж без меня-пропадет», «Сын не может понимать необходимость лечения, поэтому я должна его упрятать в больницу*.
В качестве средства контроля над другими часто используются манипулирование к навязывание чувства вины.
Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события приводит к депрессии. Невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые рассматривают как собственное поражение, как утрату смысла жизни. Повторяющееся поражение усугубляет депрессию.
Другим исходом контролирующего поведения созависмых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных с зависимостью. Например, мать наркомана увольняется с работы, чтобы контролировать поведение сына. Но наркомания продолжается, и уже она практически контролирует жизнь матери, распоряжается ее временем, ее профессией, ее самочувствием, ее психическими ресурсами.
Желание заботиться о других, спасать других
Кто работает в области наркологии, тот часто слышит от родственников: «Хочу спасти своего мужа (сына)». Спасать других — призвание созависимых. Они любят заботиться о других и часто выбирают так называемые помогающие профессии — врача, медсестры, учительницы, психолога, воспитательницы. Все это было бы хорошо, если бы их отношение к значимым близким действительно помогало спасать больных с зависимостью от психоактивных веществ. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки, принимает карикатурный характер.
Поведение созависимых вытекает из убежденности в том, что имения они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие, недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут ответственность за других, но при этом совершенно безответственны за собственное благополучие: плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не знают своих собственных потребностей.
«Спасая» больного, созависимые лишь способствуют тому, что он продолжает употреблять алкоголь или наркотики. Тогда созависимые злятся на больного. Попытка спасать почти никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения, деструктивная и для зависимого, и для созависимого человека.
Однако желание спасать так велико, что созависимые могут делать то, что в сущности не хотели делать. Созависимые говорят «да», когда им хочется сказать «нет». Они делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. В действительности созависимые делают больше за кого-то, чем для кого-то. Они удовлетворяют нужды своих близких тогда, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы это для них делали.
Созависимые постоянно отдают больше, чем сами получают от своего близкого. Они говорят задругого, думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет тот другой. Они решают проблемы другого, хотя подобное решение не своих проблем редко бывает эффективным. В совместной деятельности, например, в ведении домашнего хозяйства они делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.
Такая «забота» о других предполагает некомпетентность, беспомощность другого, неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает возможность последнему чувствовать себя постоянно необходимым, незаменимым. «Спасатель» нуждается в том, чтобы в нем нуждались.
«Спасая» своего близкого, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным в литературе под названием «Драматический тре-угольник С.Карпмана»
Преследователь Спасатель Жертва
Драматический треугольник С. Карпмана, или треугольник власти
Созависимые пытаются спасать других, потому что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а часто и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами своих близких. Созависимые не умеют говорить: «Это очень печально, что у тебя такая проблема. Что ты хочешь от меня?» Созависимые говорят так: «Я здесь. Я сделаю это за тебя».
Если созависнмый человек не научится распознавать моменты, когда он становится спасателем, то он будет постоянно позволять другим виктимизировать его, т.е. ставить в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Драма развивается по граням треугольника С.Карпмана.
Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных.
Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет: за один день можно двадцать раз побывать то в роли спасателя, то в роли преследователя, то в роли жертвы.
Цель психотерапии в данном случае может заключаться в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказаться от роли спасателя. Это предотвратит попадание его в роль жертвы.
Искажение чувств
Многие поступки созависимых мотивированы страхом, — основой развития любой зависимости. Содержание страхов может касаться чего угодно. Часто это страх столкновения с реальностью, страх быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т.д. и т.п.
Когда люди живут в постоянном страхе, у них появляется прогрессирующая тенденция к ригидности тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора.
Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий, ожиданий плохих известий: В этих обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются удержать иллюзию построенного ими мира.
В эмоциональной палитре созависимых наряду со страхом живут другие негативные эмоции: тревога, стыд, вина, отчаяние, гнев, ненависть, негодование и даже ярость.
Есть, однако, одна неожиданная особенность эмоциональтной сферы созависимых — обнубиляция чувств. Это затуманивание чувств, неясность переживания либо полный отказ от чувств. Иногда можно услышать от созависимой женщины: «Я стала деревянной, мертвой».
По мере хронизации стрессовой ситуации в семье у созависимых растет переносимость эмоциональной боли или другими словами — толерантность к негативным эмоциям. Помогает росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания, как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.
Порой жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как бы утрачены навыки распознавания и понимания своих чувств. Они могут не заметить реально надвигающуюся опасность. Они слишком поглощены тем, чтобы удовлетворять желания других людей, может быть, поэтому утратили ощущение самих себя. Созависимый человек не в фокусе своего сознания. В центре его сознания зависимый больной. Созависимость — это отказ от себя. Созависимые даже иногда думают, что не имеют права на собственные чувства, и готовы отречься от своего чувственного опыта. «Как я могу наслаждаться здоровьем, когда мужу гак плохо?»
Созависимые привыкают к искажению чувств. Они усвоили еще в родительском доме, что можно испытывать лишь приемлемые, «разрешенные» чувства. Созависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле у нее доминируют гнев либо негодование в связи с пьянством мужа. В результате ее гнев трасформируется а самонадеянность, самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознателыю.
Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же.
Созависимые боятся своего гнева и гнева других людей. Гнев часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того человека, с кем им трудно строить взаимоотношения: «Я сержусь, значит, он уйдет».
Созависимые подвергают свой гнев репрессии, вытеснению, подавлению, что не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. Из-за подавленного гнева созависимые могут много плакать, становиться подавленными, переедать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и вспышки насилия. Созависимые считают, что их «заводят*, вынуждают злиться и за это они наказывают других людей.
Вина, стыд — часто присутствуют в психическом состонянии созависимых. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих алкоголизмом или наркоманией. У созависимых нет четких границ личности. Стыд может приводить к социальной изоляции. Чтобы скрыть «позор семьи», созависимые перестают ходить в гости и приглашать друзей к себе.
Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализоваться и распространяться на других людей, в том числе и на врача. Легко возникает у созависимых ненависть к себе, которую они проецируют на других в порядке психологической защиты. Сокрытие стыда, ненависти может выглядеть как надменность и превосходство над другими. Это еще одна трансформация чувств.
Склонность к отрицанию
Созависимые используют все формы психологической защиты — рационализацию, минимизацию, вытеснение, но более всего — отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит («просто вчера он пришел пьяный»).
Они как будто уговаривают себя, что завтра все будет лучше. Порою они пытаются чем-то занять себя, чтобы не думать о главной проблеме.
Созависимые легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное подходит к желаемому. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит созависимость и отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится к лучшему. Созависимые хотят верить, а если они хотят, чтобы так было, то так, по их логике, и должно быть. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.
Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя.
Однако нечестность даже с самим собой — это уже утрата моральных принципов. Ложь не этична. Обманывание себя — это деструктивный процесс как для себя, так и для других. Обман — форма духовной деградации.
Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно их склонность к отрицанию мешает мотивировать их на лечение своих собственных проблем, мешает им попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у больного, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.
Болезни, вызванные стрессом
Телесные недуги, вызванные стрессом, сопровождают жизнь созависимых. У них наблюдаются психосоматические нарушения: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертония, головные боли, нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония, бронхиальная астма, тахикардия, сердечные аритмии и другие. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя, наркотиков и транквилизатов.
Созависимые болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе контролю не поддается — чью-то жизнь. Они стремятся все делать идеально, безупречно и близки к перфекционизму. Они тратят так много сил на то, чтобы выжить, что у них развивается связанная со стрессом функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости. Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, из-за суицида, из-за невнимания к собственным проблемам.
Поражение духовной сферы
Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в пашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.
К наиболее значимым и ценным взаимоотношениям относятся взаимоотношения с самим собой, с семьей, с обществом и с Богом. Если у больного алкоголизмом или наркоманией по мере развития заболевания эти взаимоотношения и связанные с ними ценности вытесняются отношениями с психоактивным веществом, то у созависимых они вытесняются патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи.
По нашим наблюдениям, среди созависимых много людей, верующих в Бога. Нередко к вере они пришли во время болезни своего близкого и видят опору в Боге. Молитва дает им поддержку и облегчение. Но даже взаимоотношения с Богом у них иногда омрачаются вспышками гнева и негодования. Возникает гневный вопрос: «За что мне такое мучение?»
Как видим, проявления созависимости довольно многообразны. Они касаются всех сторон психической жизни, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.
https://bib.social/narkologiya_1008/psi ... 89307.html
"Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других." Вольтер