Ну вот ещё нашла, из курса "Эмоции и воля" Джанерьян С.Т.
В психологических исследованиях
тревогу изучают как эмоциональное состояние, свойство, процесс.
Изучение тревоги как состояния включает два аспекта: различение тревоги и страха; фиксация на эмоциональных компонентах тревоги. В рамках первого аспекта тревогу и страх рассматривают как совпадающие по отнесенности их к адекватному эмоциональному реагированию на опасность и по достигаемой ими степени интенсивности (22, с. 33). Различия между тревогой и страхом проявляются:
1) в специфике условия их вызова (при страхе опасность всегда присутствует реально, очевидна, объективна; при тревоге опасность может быть воображаемой, скрытой, субъективной);
2)в степени пропорциональности реакции на опасность (при страхе интенсивность реакции пропорциональна опасности; при тревоге - пропорциональна тому смыслу, которая имеет для человека данная ситуация);
3) в обусловленности возникшего чувства беспомощности (при страхе оно обусловлено реальностью, при тревоге – собственным отношением человека (22).
Во втором аспекте тревога рассматривается как эмоциональное состояние или определенная совокупность реакций, возникающие у человека, "воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность" (19, с.20). Интенсивность и длительность состояния тревоги будет определяться величиной воспринимаемой угрозы, уверенностью в восприятии ситуации как угрожающей. Под угрожающими ситуациями понимается ситуации, которые объективно признаются стрессовыми. В свою очередь, стресс обозначает "степень распространения или величину объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации" (19, с.19). Феноменологически тревога проявляется как негативное эмоциональное состояние, включающее чувство напряжения, опасения, беспокойства, сопровождаемое повышением активации вегетативной нервной системы. Ч. Спилбергер настойчиво подчеркивает, что тревога как состояние должно рассматриваться только как собственно эмоциональное состояние, без включения в него когнитивного компонента.
На основе выраженной частоты и интенсивности проявления состояния тревоги последняя фиксируется как личностная черта (свойство). Тревога как процесс рассматривается как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся под влиянием различных стрессоров. Если в результате восприятия угрозы возникает состояние тревоги, то когнитивные и поведенческие реакции обеспечивают минимизацию возникшего негативного эмоционального состояния (19). С учетом этих положений тревогу уже нельзя рассматривать как только эмоциональное состояние.
Тревога– психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, угрозы, проявляющееся в комплексе эмоциональных, когнитивных, поведенческих, психофизиологических реакций, направленных на снятие неопределенности и обеспечение внутренней готовности к неблагоприятному исходу ситуации.
Невротическая тревожность, описанная К. Хорни (22, с. 35-38) как динамический центр невроза, имеет следующие признаки:
1) ее содержание не соответствует общепринятым представлениям;
2) связана не с реальной ситуацией, а со смыслом этой ситуации для субъекта;
3) будучи не всегда осознанной, становится определяющим фактором жизни;
4) будучи интенсивной, мучительна и непереносима для человека;
5)иррациональна;
6) неявно представляет указание на то, что внутри нас что-то не в порядке, являясь сигналом для тщательного рассмотрения чего-то, скрытого от нас.
Хорни определяет базальную тревожность как склад характера, формирующийся под влиянием неблагоприятных детско- родительских отношений в семье и являющийся основой для возникновения неврозов. Феноменологически базальная тревожность описывается как чувство покинутости, собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти (22, с.74).
Полностью здесь -
http://www.studfiles.ru/preview/2615931/